Кали – индийская Богиня смерти

Темная сторона нашего «я»

Дорогой читатель! Продолжаю цикл статей про Богов и Богинь смерти. Сегодня я расскажу Вам про индийскую Богиню смерти Кали. С одной стороны – это отдельное божество. С другой – это тёмная и яростная форма Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Может ли она означать тёмную сторону нашего «я»?

Согласно легенде, злобный демон, асура Махиша, силой и хитростью захватил власть над миром. Боги совместными усилиями создали непобедимую воительницу, объединившую в себе пламя Шивы, мощь Вишну, силу Индры и боевые способности множества других небожителей.

С диким воинственным кличем ринулась она в битву, уничтожая тысячи врагов. Из ее дыхания возникали целые армии, тоже бросающиеся в атаку на демонов. Рушились горы, кровь лилась рекой, само небо почернело от ужаса. Сокрушила богиня-воительница Махишу и, пригвоздив к земле, отрубила ему голову мечом.

Но была она настолько опьянена и отравлена кровью и схваткой, что не могла остановиться, начав разрушать все, что ее окружало. А потом, празднуя победу, Кали пустилась в бешеный пляс, сотрясая весь мир и угрожая его разрушить.
Тогда Шива обернулся плачущим ребенком, и возлег перед ней на поле боя, усыпанном трупами (по другому варианту — просто упал перед ней на землю, и она в танце на него наступила). Обманутая его иллюзиями, Кали остановилась и высунула язык от удивления, а потом принялась успокаивать и кормить младенца грудью. А вечером, чтобы умилостивить богиню, Шива исполнил танец творения («тандава»), и восхищенная Кали со своей свитой к нему.

Кали изображается как четырехрукая худая женщина с черной или синей кожей, обычно обнаженная или полуодетая в шкуру пантеры. В одной руке Кали держит меч, в другой — голову убитого ей демона, двумя остальными она благословляет своих последователей и делает жест, прогоняющий страх. В качестве серег у нее два мертвых тела, на груди — ожерелье из черепов, пояс сделан из отрубленных человеческих рук. Ее язык высунут изо рта, глаза сверкают кроваво-красным огнем, лицо и тело залиты кровью. Одной ногой она попирает тело своего мужа, Шивы.

Этот грозный образ подробно описан во многих древних и современных текстах. Однако, несмотря на то, что он наполнен, казалось бы, исключительно символами смерти, страха и уничтожения, первое впечатление неполно и неправильно — все эти символы, включая и само ее имя («кали» на санскрите означает «черная») имеют гораздо более глубокий смысл, а чаще всего — множество разных смыслов.

Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры. Каждая из рук Кали имеет свое предназначение. Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх. Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний. Правые руки помимо прочего олицетворяют так сказать сознательное и созидательный аспект.

Левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, — разрушительный аспект и бессознательное.
Окровавленный меч и отрубленная голова в её руках также имеют глубокое значение — это эго, которое она отсекает от нас. На её мече — глаз, и это меч различающей мудрости — он устраняет неведение и дарует знание. Она освобождает нас от иллюзии, невежества, ложных надежд и лжи. Истекающая кровью отрубленная голова также символизирует гуну раджаса (страсти), и Кали также освобождает нас от страстных наклонностей, даруя знания и силу их преодолеть.
Три её глаза символизируют Солнце, Луну и Огонь, а также три аспекта времени — прошлое, настоящее и будущее, которые полностью подчинены ею и которыми она управляет. Кали находится вне этих категорий времени — она их превосходит.

Высунутый язык МахаКали. Практически всегда Каали изображают с открытым ртом и высунутым языком с острыми белыми клыками вокруг — это её отличительная черта, по которой мы безошибочно узнаём её образ. Ярко-красный язык, высунутый изо рта, символизирует гуну раджаса (страсти) и способность быть всеядной, а острые белые клыки — символ чистоты.
Гирлянда из отрубленных голов — это не несчастные жертвы, умерщвлённые ею, а буквы санскритского алфавита, при помощи которых она проявляет мокша-мантры (мантры, которые ведут к освобождению). Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.
На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук. Это – прообраз кармы. Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару. Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ. Кали освобождает и от плохой и от хорошей кармы, завершая череду кармических воздаяний, посредством практики и преданности ей.
Нагота МахаКали говорит о том, что она находится за рамками не только социальных правил и принятых норм, но и о том, что она полностью выходит за пределы имён и форм, она превосходит не только влияние гун и времени, но и свободна от иллюзии Майи, которой опутан этот мир. Ка̄лӣ — это яркий свет Истины, которую невозможно скрыть никакой иллюзией. Эта Истина рассеивает тьму невежества.
Жилище МахаКали, место кремации, имеет подобное значение.

Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить, отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании. Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.

Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания — значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.
Принять свою смертность — это и есть стать свободным, научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.

Оставьте комментарий